Вы находитесь здесь: Главная > Для Вас, коллеги! > Рекомендация «Выразительное чтение и театрализованная деятельность как средства социально — культурного воспитания дошкольников.»
Post Icon

Рекомендация «Выразительное чтение и театрализованная деятельность как средства социально — культурного воспитания дошкольников.»

Автор- составитель: Михайлова Олея Евгеньевна
Современный этап развития российского общества характеризуется принципиально новой социокультурной ситуацией: нарастанием тенденций расширения влияния на человека массовой культуры и разрушения богатейшей системы человеческих ценностей. В условиях меняющейся влиятельной моды, при господстве приоритета вседоступности и вседозволенности, когда обрушивается на общество вал различных аудио-видео-теле и прочих средств, нередко подменяющих своими подделками картину изображения подлинной жизни человека с ее сложнейшими поисками правды, добра, высокой духовности, нельзя оставаться равнодушным к тому, что, именно дети остаются вне влияния высокого искусства.
Падение духовности, нравственности, общей культуры общества, и особенно подрастающего поколения, непосредственно связано с кризисом чтения. Россия перестала быть «самой читающей страной мира». В наши дни возрастающая роль информационных процессов в общественном развитии изменила отношение к чтению — изменилось качество чтения. Тогда как чтение – важнейший элемент культуры, инструмент повышения интеллектуального потенциала нации, творческой и социальной активности российского общества. Интеллектуальный потенциал вырастет лишь из читающих детей.
Данные социологических, психологических исследований убеждают, что в XXI веке дети отдают предпочтение деловому чтению, которое выполняет информационную функцию, развивает логическую часть мышления, получается — растим левополушарных людей, тогда как, именно правое полушарие мозга отвечает за воображение, фантазию, творчество. Снижение интереса именно к художественной литературе выступает, одновременно, и как причина недостаточного нравственного, эстетического развития растущего человека, гиперактивной его практичности, эмоционально-эстетической инфантильности.
Психологи утверждают, что мультимедийные компьютеры, современная виртуальная реальность оттеснили живое слово, книжную культуру и, как следствие, заметно упала культура общения, падает грамотность. В прямой связи с этим актуализируется проблема поиска действенных методов педагогической работы, способных содействовать восстановлению высокой миссии литературы, активизировать нравственно-эстетическую роль чтения, приобщающего растущего человека к высокому искусству.
Известно, что формированию целостной творческой личности в наибольшей степени способствует синтез искусств, что позволяет рассматривать художественное чтение и театральную деятельность ребенка как наиболее целостную систему социального и эстетического образования и воспитания.
Чтение, которое требует многообразной аналитической и синтезирующей работы ума и сердца, в 20-е годы прошлого столетия иногда называли «вчувствованием». Оно вводит в замысел автора, в особенности, в суть конфликтов, характеров действующих лиц, во все своеобразие художественного мира данного произведения искусства, при понимании общих законов художественного творчества. М.И. Цветаева определяла такое чтение как «соучастие в творчестве», призванное обогащать духовный мир человека, укреплять потребность в постоянном притоке художественных впечатлений, в общении с книгой. Такая потребность — одна из главнейших и благороднейших в системе духовных ценностей личности.
Педагоги всего мира говорят о том, что театр для детей – это чудесная возможность присвоения себе измененной действительности. «Невозможно научить навыкам поведения и межличностного общения просто рассказывая о них. Их нужно отрабатывать в действии…» — писал П.Ф. Келлерман. Театр и есть учение навыкам поведения и межличностного общения. Но это учение с увлечением, это постижение мира человеческих отношений и характеров через игру, лицедейство. Занятия театрально-сценическим творчеством – это воздействие на память, волю, воображение, чувство, внимание, мышление ребенка. Они помогают развивать логику, владеть своим телом и не стесняться его, освободиться от внутренних зажимов, воплотить через игру несбывшиеся идеи и мечты, проверить себя.
Выразительное чтение ( детьми или в процессе слушания воспитателя, родителя) позволяет осваивать произведения искусства . Художественное чтение взаимосвязано с литературой, театральным искусством. Теоретической основой искусства художественного чтения является театральное наследие К.С. Станиславского. Гениальный актер, режиссер и театральный педагог создал школу воспитания актера, представляющую собой целостное, научно достоверное учение о законах актерского мастерства, что имеет мировую известность как «система Станиславского». В системе впервые решается проблема сознательного постижения творческого процесса создания роли, определяет пути перевоплощения актёра в образ. Целью является достижение полной психологической достоверности актёрских работ. «Не верю!» — фраза, ставшая легендарной в мире кино, театра и в бытовой сфере, после того, как её стал употреблять в качестве режиссёрского приёма Станиславский. Согласно Системе Станиславского актёр должен максимально вживаться в роль. Восклицание «Не верю!» означает, что в игре актёра чувствуется ненатуральность.
Целенаправленность выразительного чтения проявляется в активности, эмоциональности словесного действия, преследующего конкретную цель — поделиться своими мыслями, чувствами, выразить свое отношение к читаемому произведению. Осознанно воздействовать на слушающих: какие мысли, чувства пробудить, чтобы «заразить» ими слушателя, помочь ему увидеть, пережить то, что вижу, переживаю и я; к каким выводам подвести.
Методы и приёмы для достижения цели
-Выразительное чтение или рассказывание наизусть, ;
-Беседа о прочитанном;
-Детские рисунки;
-Герои книг оригами;
-Посещение детской библиотеки;
-Литературные игры, викторины, КВНы;
-Игры- драматизации;
— Театральные постановки.
Выразительное чтение естественно включает и читателя, и слушателя в процесс сотворчества с писателем и, одновременно, активизирует эстетические реакции, эмоции, стимулирует заинтересованное отношение к читаемому как источнику радости, игре, а игра — основная форма возрастных потребностей ребенка. Этот процесс тем действеннее, чем выше развита способность руководителя чтением детей (родителя, воспитателя, учителя, библиотекаря) выразительно читать произведения литературы.
Выводы.
1. Выразительное чтение — творческая, индивидуальная деятельность ребенка- слушателя.. Воплощение личного заинтересованного отношения к произведению, героям художественной литературы происходит через свою трактовку, интерпретацию в звучащем слове, что является естественной потребностью ребенка реализоваться, выразить, проявить себя. Выразительное чтение формирует личные чувства, представления о добре и зле, о прекрасном и безобразном. Так постепенно ребенок закрепляет и развивает личную потребность общаться с художественной литературой.
2.Театральная деятельность располагает большими возможностями в осуществлении социально-культурного воспитания дошкольников (формировании эстетических суждений, художественного вкуса, нравственных ценностей личности, основных коммуникативных навыков, способов работы с партнером и в коллективе, самовоспитания, трудолюбия, самоорганизованности и ответственности и др.), обеспечивая формирование разных типов общения, овладение театральной деятельностью.
3.Формирование интереса к искусству выступает противовесом негативному воздействию окружающей действительности.

Комментарии закрыты.