Вы находитесь здесь: Главная > Для Вас, коллеги! > Система работы по нравственно — патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Post Icon

Система работы по нравственно — патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Автор: Михайлова Олеся Евгеньевна
Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни.
Основой нравственно-патриотического воспитания является опора на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, к людям, которые сопровождают ребенка в первые годы жизни, к родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.
Актуальность и значимость нравственно-патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 гг.», утвержденной Правительством РФ от 05.10.2010г. Программа определяет основные пути развития системы патриотического и нравственного воспитания, обосновывает его содержание, цели и задачи в современных условиях.
А так же в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» утвержденной Правительством РФ от 29.05.2015г, в которой приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Основополагающими целями нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников в современных условиях являются:
— Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным ценностям русской культуры.
— Изучение истории своего народа, родной культуры.
— Воспитание чувства патриотизма: любовь к малой Родине — родному краю, поселку; гордость за свой народ и его достижения; желание сохранять и приумножать богатство своей страны.
Сложность достижения данных целей связана, прежде всего, с возрастом детей. Необходимо понимать, в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно — все лишь зарождается. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте.
Глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников является базой для формирования любви к Родине.
Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей.
Воспитательный процесс по патриотическому направлению по- моему мнению должен состоять из следующих взаимосвязанных блоков:
1. Блок краеведческий — включает в себя знакомство с понятием малой Родины, историей города Воронеж, культурно- историческими особенностям нашего края.
2. Блок героико-патриотический — включает подготовку детей к празднованию Дня защитника Отечества, Дню Победы, чествованию ветеранов и пожилых людей
3 Блок толерантности — посвящен дружбе, миролюбию; знакомству с культурным наследием России и культурой других народов.
Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.
1 блок. Для возрождения национальной культуры и воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в детском саду должны быть созданы оптимальные условия. Именно через грамотное построения педагогического процесса, интеграцию образовательных областей возможно всестороннее развитие нравственно-патриотического потенциала детей-дошкольников. Проводимая работа имеет еще большую ценность в связи с тем, что дает большие возможности для развития речи детей, а именно пополняется словарный запас в процессе чтения художественной литературы; при рассказывании о предметах старины совершенствуется монологическая и диалогическая речь; при заучивании стихотворений развивается речевое дыхание и интонационная выразительность.
Работа по нравственному воспитанию проводится регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.
В нашей группе так же оформлены уголки творчества, которые дают возможность и условия для практической, творческой деятельности детей. В этих уголках дети имеют возможность поиграть в дидактические игры «Составь узор», «Подбери наряд для куклы», «Укрась посуду», «Придумай орнамент для платка». В свободном доступе для детей находятся разнообразные материалы для творчества (солёное тесто, пластилин, масса для лепки, а также мелки, цветные карандаши, краски). Для пополнения наглядного материала оформляем альбом из выполненных детьми работ.
По ознакомлению с родным краем работа с детьми ведется в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно-дидактический материал.
Успешная работа по приобщению детей к истокам культуры Воронежского края невозможно без тесного взаимодействия с родителями. Мною был проведено родительское собрание, на котором родителям совместно с детьми был предложен мастер-класс по пластилинографии « Воронежский костюм».
Проведя мастер-класс, мы в очередной раз убедились, что наиболее эффективны те формы работы, в которых дети вместе с родителями являются непосредственными участниками каких-либо событий. В группе проводятся детско-родительские гостиные «Подари жизнь старым вещам», «Бабушкины секреты», конкурсы «Кукла из бабушкиного сундука», фотовыставка «Обычаи нашего края» (использование фотографий бабушек и прабабушек).
По итогам проведенной работы нами было замечено, как развивается детская любознательность, наблюдательность и интерес к своему народу. Дети, вначале лишь пассивные слушатели, уже спустя короткое время стали стремиться находить ответы на возникающие вопросы самостоятельно, сами активно задавали вопросы о том, что их заинтересовало, проводили сравнение. Родители, замечая какой интерес и любознательность проявляют дети, старались поддержать их во всех начинаниях, вовлекая бабушек и дедушек.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свой поселок, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого.
Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
В настоящее время мы продолжаем работать по данным направлениям, в соответствии с заявленными блоками.
Самое большое счастье для педагога — вырастить здоровых и высоконравственных детей, и именно дошкольный возраст является фундаментом и стартовым периодом всех человеческих начал.
2 блок. В преддверии праздника « 70 лет Победы», мы готовили выставку рисунков « Все кричали «МИР, ПОБЕДА!», делали подарки своими руками для ветеранов нашего района, навещали их.
В детском саду для ветеранов и родителей был проведен музыкально- тематический досуг « Подвиг народа в памяти храним!»
Цель: Расширить представление детей о героическом подвиге русского народа во время Великой Отечественной войны.
Задачи:
1. Формировать толерантность, уважение к защитникам Родины, чувство гордости за свой народ.
2. Учить видеть художественно-выразительные средства, которые применяют поэты и композиторы для раскрытия темы.
3. Воспитывать у дошкольников патриотические чувства к Родине, к героям Великой Отечественной войны, чувство уважения к людям, которые подарили нам мир в нашей стране.
Описание: Мероприятие было предназначено для детей старшей группы 5-6 лет. Было проведено перед праздником 9 мая. В ходе занятия дети знакомятся с героическим прошлым нашей страны. Уточняют ранее полученные знания о событиях Великой Отечественной войны. Закрепляют знания о мужестве воинов в годы Великой Отечественной войны.

Комментарии закрыты.